Регион: Выбрать регион
Сейчас: 19 августа 11:38:56
Вторник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Оптимизация плана загрузки судна – ключ к эффективному управлению логистикой

Жендарева Елена Сергеевна

Доцент, к.э.н., доцент, Сибирский государственный университет водного транспорта, г. Новосибирск, Россия E-mail: e.s.zhendareva@nsawt.ru

Кадникова Елена Сергеевна

Старший преподаватель, Сибирский государственный университет водного транспорта, г. Новосибирск, Россия E-mail: Kadnikova.e@mail.ru

Optimizing the Ship Loading Plan –
The Key to Efficient Logistics Management

Zhendareva Elena Sergeevna

Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

Siberian State University of Water Transport,

Novosibirsk, Russia

Kadnikova Elena Sergeevna

Senior Lecturer,

Siberian State University of Water Transport,

Novosibirsk, Russia

В статье выполнен обзор методов и способов разработки оптимального плана загрузки судна, в том числе с применением специализированного про­граммного обеспечения. Описан алгоритм составления плана загрузки судна с помощью российского программного продукта Garpix Load System. Отмечает­ся, что качественное решение задач по составлению оптимального плана за­грузки судна позволит логистическим компаниям повысить эффективность перевозок водным транспортом.

Ключевые слова: водный транспорт, план загрузки судна, методы оп­тимизации плана загрузки судна

The article provides an overview of methods and methods for developing an optimal ship loading plan, including using specialized software. An algorithm for drawing up a ship loading plan using the Russian software product Garpix Load Sys­tem is described. It is noted that a high-quality solution to the tasks of drawing up an optimal ship loading plan will allow logistics companies to increase the efficiency of water transport.

Key words: water transport, ship loading plan, ship loading plan optimization methods

Транспортно-логистические системы с участием водного транспорта яв­ляются наиболее сложными с организационной точки зрения. Например, внут­ренний водный транспорт – это важное звено в логистических цепях поставок грузов в регионах со слаборазвитыми сетями сухопутных видов транспорта и в районах Крайнего Севера. Одной из важных задач, с которой сталкиваются ло­гистические компании при планировании перевозок, является оптимизация плана загрузки судов, а именно – определение оптимального способа размеще­ния грузов на судне для обеспечения максимальной загрузки, безопасности плавания и минимизации затрат на транспортировку. Качественное её решение позволит перевозчикам повысить эффективность перевозок и снизить транс­портные издержки.

При составлении плана загрузки судна необходимо учитывать одновре­менно множество факторов, в частности:

    тип и размеры судна, т. к. различные типы судов (контейнеровозы, тан­керы, сухогрузы) требуют разных подходов к решению задачи размещения гру­за на судне. Например, для контейнеровоза важно учитывать размеры различ­ных типов универсальных и специализированных контейнеров, в то время как для танкера первостепенное влияние имеют такие параметры грузов как плот­ность, вязкость, взрывоопасность и т. п.;

    характеристики грузов, поскольку грузы, которые требуют особых ус­ловий транспортировки, должны быть размещены на судне с соблюдением ус­ловий и правил перевозки грузов, например, подвижность нефтепродуктов оп­ределяется их вязкостью. При увеличении температуры вязкость нефтепродук­тов снижается, что приводит к увеличению их текучести [1];

    ограничения по максимально допустимой осадке судна по условиям плавания;

                      соблюдение норм предельной нагрузки на 1 кв. м палубы судна;

    равномерность распределения груза на судне с учетом обеспечения его плавучести и остойчивости для безопасной эксплуатации судна;

    маршрут следования судна, поскольку грузы, следующие в порты, рас­положенные ближе по маршруту, должны загружаться в последнюю очередь, чтобы иметь возможность выгрузить их в первую очередь и наоборот.

Для оптимизации плана загрузки судна могут применяться традиционный метод «ручного» планирования, а также методы, основанные на использовании специализированного программного обеспечения.

Составление плана загрузки «вручную», как правило, основывается на опыте специалистов, и подходит для судоходных компаний с небольшим объе­мом грузоперевозок. Он является весьма трудоёмким и подвержен ошибкам, требует тщательного анализа характеристик грузов, учета последовательности погрузки/выгрузки и других факторов.

Использование специализированного программного обеспечения, а имен­но современных систем управления загрузкой судна основанных на примене­нии методов имитационного моделирования, позволяет с помощью специаль­ных алгоритмов быстро создавать оптимальные планы загрузки. Такие системы

([2], Load Planner [3] и др.) принимают во внимание всю совокупность факто­ров, таких как масса, габариты и хрупкость грузов, а также предпочтительные условия для их перевозки (например, температура или влажность).

Стоит отметить, что объем мирового рынка искусственного интеллекта в сфере транспорта в 2024 году оценивается в 4,50 млрд долларов США и, по прогнозам экспертов к 2034 году может достичь 34,83 млрд долларов США, увеличиваясь в среднем на 22,7% ежегодно (рис. 1) [3]. Это свидетельствует об очевидной тенденции ухода от «ручного» планирования в сфере оптимизации планирования загрузки судов.

рис1

Рисунок 1 – Прогноз объема рынка искусственного интеллекта на транспорте, млрд долларов США

Остановимся чуть подробнее на продукте отечественного производства – системе «умного» планирования грузового пространства Garpix Load System, разработчиком которой является отечественная IT-компания “Garpix” (г. Ива­ново). Одним из активных пользователей данной системы является Владиво­стокский морской торговый порт. Данная среда позволяет моделировать раз­мещение груза в любом пространстве, начиная от одной паллеты и заканчивая складом или судном. 

Пример создания проекта загрузки европаллета 25 коробками раститель­ного масла приведен на рисунке 2. 

рис.2

В результате система выдает готовую модель транспортного пакета (в рассматриваемой ситуации), либо план размещения груза в грузовом помеще­нии транспортного средства или контейнера. Также приводятся сведения об имеющемся резерве размещения груза на паллете, в контейнере, в трюме и т.д., а также данные о количестве груза, размерах грузового места или штабеля с грузом, занятости пространства, использовании грузовместимости и грузоподъ­ёмности перевозочных средств (см. рис. 3). alt alt alt

 рис.3

 В заключении следует отметить, что разработка оптимального плана за­грузки судна с помощью специализированного программного обеспечения по­зволяет логистическим компаниям снизить транспортные издержки, ускорить перегрузочные и складские процессы, что в свою очередь позволит повысить экономическую эффективность перевозок, увеличить пропускную способность корреспондирующих портов, повысить провозную способность флота и безо­пасность транспортного процесса. 

Библиографический список

1.    Боровская, Ю. С. Наливные грузы – характеристика, условия перевозки, перегрузки и хранения / Ю. С. Боровская, Г. Ж. Игликова // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. – 2024. – № 2. – С. 31–35. – EDN OJDOEP.

2.   Планировщик грузового пространства онлайн // Планировщик грузового простран­ства онлайн. – URL: https://glsystem.net (дата обращения: 24.03.2025).

3.    LoadPlanner CAD // LoadPlanner. – URL: https://www.loadplanner.dk/ (дата обраще­ния: 01.04.2025).

4.    Artificial Intelligence in Transportation Market Size, Share, and Trends 2024 to 2034 // precedence logo. –            URL: https://www.precedenceresearch.com/artificial-intelligence-in-

transportation-market (дата обращения: 04.04.2025).

Логистика – Евразийский мост 2025


Количество просмотров: 22
теги:
19.08.2025 07:37 | 2227блог автора

Еще публикации: