Иванов Артемий Павлович
Аспирант
Российский университет транспорта (РУТ-МИИТ) г. Москва, Россия E-mail: artemiy.p.ivanov@gmail.com
Носырев Игорь Игоревич аспирант Российский университет транспорта (РУТ-МИИТ) г. Москва, Россия
E-mail: nosyrev-95@bk.ru
Научный руководитель – Вакуленко Сергей Петрович канд. тех. наук, проф.
Российский университет транспорта (РУТ-МИИТ) г. Москва, Россия E-mail: post-iuit@bk.ru
Mathematical model of cargo delivery with a limited shelf life
Ivanov Artem Pavlovich Graduate Student
Russian University of Transport (RUT-MIIT)
Moscow, Russia
Nosyrev Igor Igorevich graduate student
Russian University of Transport (RUT-MIIT)
Moscow, Russia
Scientific supervisor – Vakulenko Sergey Petrovich cand. tech. sciences, prof.
Russian University of Transport (RUT-MIIT)
Moscow, Russia
В статье рассматривается проблема перевозок скоропортящийся грузов в кротчайшее сроки с предприятия до места реализации
Ключевые слова: скоропортящийся груз, перевозки, транспорт, математическая модель
The article discusses the problem of transportation of perishable goods in the shortest possible time from the enterprise to the place of sale
Keywords: perishable cargo, transportation, transportation, mathematical model
К товарам, которые быстро портятся и нуждаются в защите от внешних воздействий, относят в первую очередь продукцию сельского хозяйства и пищевой промышленности. Такие продукты нуждаются в определенных условиях, требующих соблюдения температурных условий и уровня влажности. Если требованиями для хранения пренебречь, то качество товаров ухудшается, возрастают потери, а в худшем случае товар может быть полностью испорчен.
Таким образом, скоропортящийся груз - это груз, срок годности которого ограничен. Качество такого груза может пострадать из-за ряда факторов, таких как изменение температуры, влажности или в случае, когда возникает задержка при доставке или обработке. Кроме того, такой груз, в большинстве случаев боится механических повреждений. Для сохранения такого груза, следует строго поддерживать необходимую температуру, бережно с ним обращаться, а также четко отслеживать сроки транспортировки и обработки. В противном случае перевозимый продукт может утратить свои товарные качества.
Таким образом, при перевозке скоропортящихся грузов следует учитывать риски. Для минимизации последних, применяется специализированный транспорт, большое внимание уделяется логистике и правильной упаковке. Скоропортящийся груз подлежит специальной маркировке, которая предупреждает о правилах перевозки конкретного груза.
В зависимости от происхождения, способа обработки и условий перевозки быстропортящиеся грузы имеют свою классификацию [1, 2].
Например, груз может быть растительного происхождения (грибы, фрукты, зелень, овощи, ягоды), животного (к таким грузам относят молоко, мясо, рыбу, яйца, икру) или может быть продуктом переработки (к таким грузам относят сыри, жиры, колбасу). Следует к скоропортящимся грузам относить и живые растения, такие как цветы и саженцы.
В зависимости от температуры обработки продукция подразделяется на замороженную, условием доставки которой является условие соблюдение температурного режима -6 оС и ниже; охлажденную, требующую соблюдение температурного режима от -5 до -1 оС и охлаждаемую, при перевозке которой, требуется соблюдать температурный режим от 0 до 15 оС.
В соответствии с правилами транспортировки скоропортящиеся товары делятся на рефрижераторные и нерефрижераторные.
Для продукции каждого класса устанавливаются определенные условия перевозки, непосредственно зависящие от типа самого товара, от его состояния и от окружающих условий.
К примеру, мясо может быть, как охлажденным, так и замороженным, поэтому при перевозке охлажденного мяса возможно потребуется обогрев, если температура ниже, чем необходимо.
Для обеспечения сохранности скоропортящихся грузов во время перевозки, необходимо осуществлять прием только качественных и правильно упакованных продуктов.
На каждом этапе, начиная от производства и заканчивая хранением, продукты должны подвергаться строгому контролю, включающему в себя провер-
ки соблюдения инструкций и технологий (технический контроль), физический контроль, который определяет плотность, вязкость, температуру плавления и кипения продуктов, химический, микробиологический и физиологический анализы, выявляющие состав продуктов, наличие вредных веществ, микроорганизмов с их природой, оценивающих безопасность и калорийность продуктов, а также содержание в них витаминов.
В справочной литературе можно найти свойства и технологические особенности скоропортящихся грузов, которые определены государственными стандартами.
Опираясь на правила перевозки, заметим, что грузоотправитель должен предоставить перевозчику стандарт (ГОСТ) или технические условия на груз. В государственных стандартах закреплены нормы качества продукции, размерные характеристики, температурный режим, правила упаковки, условия транспортировки и хранения. Соблюдая стандарты, обеспечивается сохранность качества перевозимых продуктов.
Для перевозки скоропортящихся грузов используются различные виды транспорта, но все же, наиболее часто перевозчики используют автотранспорт. Данный вид транспорта позволяет осуществлять доставку достаточно быстро, позволяя избежать дополнительной перегрузки, при этом процесс становится проще, и риск порчи груза снижается.
Для перевозки скоропортящихся грузов перевозчиками используются следующие типы автотранспорта:
– Изотермические полуприцепы. С их помощью удобно осуществлять доставку на небольшие расстояния. Температурный режим внутри полуприцепов поддерживается благодаря теплоизолирующим стенкам кузова.
– Рефрижераторы. Оборудованы специальными холодильными установками, позволяющими поддерживать температурный режим в определенном диапазоне вне зависимости от температурного состояния внешней среды. Идеальными для перевозки на большие расстояние, в том числе и в летний период являются так называемые «Ледники», охлаждение внутри которых осуществляется при помощи сухого льда или с использованием сжиженного газа.
– Отапливаемые транспортные средства. Такие транспортные средства оснащены отопительной системой, позволяющей перевозить охлаждаемую или охлажденную продукцию в холодное время года.
Доставка скоропортящихся грузов от производителя в торговые организации осуществляется при наличии фитосанитарного сертификата, удостоверения качества, санитарно-гигиенического сертификата, транспортной накладной, специального допуска к перевозке (свидетельства СПС), листа температурных проверок на поверхности груза и в кузове транспортного средства, при этом наличие всех перечисленных документов является обязательным.
При перевозке продуктов следует в обязательном порядке учитывать группу продукции, т.е. в одном автомобиле недопустимо перевозить рыбу, копчености, колбасу, сыры и икру, а также фрукты и овощи, имеющие сильный запах.
Немаловажное значение имеет упаковка товаров, которая может осуществляться в картонные коробки, деревянные или пластиковые ящики, тканевые мешки, а также в мешки из полиэтилена или крафт-бумаги, бочки из древесины, металла или пластика, ящики из фанеры. Для погрузки используются современные механизированные средства, позволяющие сократить время простоя транспорта. При погрузке скоропортящихся грузов следует обеспечить циркуляцию воздуха.
Во избежание порчи грузов во время хранения и транспортировки создана система, объединяющая технические комплексы, транспортные средства и современные технологии, работающая, как «непрерывная холодильная цепь», одним из ключевых звеньев которой выступает железнодорожный хладотранс- порт.
Для транспортировки скоропортящихся грузов по железной дороге не представляется возможным использовать обычные вагоны и составы, необходим особый изотермический подвижной состав, состоящий из специальных секций или рефрежераторных вагонов. Стоимость такого оборудования более чем в 7-10 раз выше цены обычных железнодорожных вагонов.
На железной дороге создана специальная инфраструктура, включающая сеть специальных механизированных пунктов обслуживания подвижного состава и осуществляющая непрерывный контроль за состоянием груза на протяжении всего пути следования.
Вашему вниманию мы предлагаем математическую модель. Само название такой модели говорит о том, что во главу всех расчетов ставится минимизация всех этапов перевозок по времени, можно также использовать эффективные или стоимостные коэффициенты, куда тоже входит время. Проанализировав модуль мы решим разбить ее на три этапа.
1 этап. Отправление продукции с предприятия на базы.
Это перевозка продукции (груза) от изготовителя продукции, на базы временного назначения, которые становятся в дальнейшем, пунктами отправления. Предлагаемая модель на этом этапе это «Задача о назначениях» [3], решаемая Венгерским методом.
2 этап. Отправление продукции с базы в область.
Это базы - они становятся отправителями продукции в пункты потребителя в области, назовем их складами.
На этом этапе предполагается применение транспортной задачи, где начальные опорное решение находится методом минимальных тарифов, а проверка его осуществляется методов потенциалов [4].
3 этап. Доставка продукции к месту реализации.
В каждой области, получившей продукцию на склады. Эта продукция распределяется уже непосредственно по всей области в пункты продаж населению (магазины или торговые центры).
Предполагаемая модель этого этапа модель транспортной сети, в решении которой будем использовать алгоритм Дейкстры [5].
Таким образом, представлены все три этапа анализа и расчета математи-
ческой модели.
Согласно схеме, непосредственно заключаются договоры о постановке продукции межу производителем, выпускающим продукцию и торговыми точками области через базы принятия, хранения и доставки. Каждому этапу назначают временные промежутки доставок, где четко можно будет увидеть на каком этапе произошел сбой доставки. Это ведет либо к штрафным санкциям, либо к разрыву контрактов на последующие доставки, что предполагает банкротство недобросовестных перевозчиков.
1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.
2. Аникин Б.А. и др. Логистика: учебное пособие. М.: ТК Велби; Проспект, 2008. – 408 с.
3. Банина Н.В. Решение одной задачи оптимизации перевозки грузов железнодорожным транспортом как задачи о назначениях / Н. В. Банина, А. И. Ерофеева // Наука и образование транспорту. – 2016. – № 2. – С. 8–12.
4. Корчемный, П. В. Применение метода потенциалов в сетевой транспортной задаче / П. В. Корчемный, А. В. Субботин, А. А. Рукавишников // Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., Магнитогорск, 18 января 2019 г. Ч. 1. – Магнитогорск: Агентство международных исследований, 2019. – С. 152–154.
5. Архипова О. О. Решение транспортной задачи "алгоритмом Дейкстры" / О. О. Архипова, А. Н. Каплунов, Л. Ю. Шевырев // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 69-2. – С. 29-32.
Логистика – Евразийский мост 2025