Измалкова Екатерина Михайловна
соискатель, Санкт-Петербургский государственный экономический университет г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: izmalkovaem@mail.ru
Научный руководитель – Шульженко Татьяна Геннадьевна д.э.н., профессор, зав. кафедрой логистики и управления цепями поставок (по научной работе), Санкт-Петербургский государственный экономический университет
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: shul-tatiana@yandex.ru
Improvement of logistics processes: analysis of the effectsand prospects
of the introduction of digital technologies
Izmalkova Ekaterina Mikhailovna
applicant
St. Petersburg State University of Economics
Saint-Petersburg, Russia
Scientific supervisor – Shulzhenko Tatyana Gennadievna Doctor of economics, professor, head of the department of Logistics and Supply Chain Management, St. Petersburg State University of Economics
Saint-Petersburg, Russia
В статье рассматриваются ключевые аспекты совершенствования деятельности транспортных и логистических компаний через внедрение современных управленческих методологий и цифровых технологий. Анализируются причины неудач при реализации бережливого производства, подчеркивается важность адаптации зарубежных практик к российским условиям. Особое внимание уделяется эффектам цифровизации, а также интеграции логистических процессов в глобальные структуры, такие как логистический каркас. Приводятся примеры успешных кейсов компаний, демонстрирующих значительное повышение эффективности за счет оптимизации процессов и клиентоориентированного подхода. Статья предлагает рекомендации по снижению потерь и использованию аналитики процессов для принятия управленческих решений, что делает её актуальной для специалистов в области логистики и управления цепями поставок.
Ключевые слова: логистика, совершенствование процессов, операционная эффективность, оптимизация цепей поставок, логистический каркас
The article discusses the key aspects of improving the activities of transport and logistics companies through the introduction of modern management methodologies and digital technologies. The reasons for failures in the implementation of lean production are analyzed, the importance of adapting foreign practices to Russian conditions is emphasized. Particular attention is paid to the effects of digitalization, as well as the integration of logistics processes into global structures, such as the logistics framework. Examples of successful cases of companies demonstrating a significant increase in efficiency through process optimization and a customer-oriented approach are given. The article offers recommendations for reducing losses and using process analytics to make management decisions, which makes it relevant for specialists in the field of logistics and supply chain management.
Keywords: logistics, process improvement, operational efficiency, supply chain optimization, logistics framework
С начала 90-х годов в России наблюдается активное внедрение зарубежных методологий управления, направленных на повышение качества и эффективности производственной деятельности. Крупные компании начали применять концепции бережливого производства, разрабатывать собственные производственные системы и осуществлять каскадное обучение сотрудников различным инструментам совершенствования, таким как 5C, 6 сигма и диаграмма Исикавы. Эти подходы заняли прочное место в арсенале современных менеджеров и логистов, однако исследования показывают, что внедрение данных методик не всегда приводит к ожидаемым результатам.
Среди корневых причин неудач в реализации бережливого производства выделяются несколько ключевых факторов. Во-первых, это недооценка специфики внедрения управленческих инноваций, что часто приводит к поверхностному подходу и недостаточному учету контекста работы российских предприятий. Во- вторых, отсутствие четкой методологии внедрения создает затруднения в применении инструментов управления. Наконец, распространенное «слепое» копирование зарубежных решений без адаптации к местным условиям также негативно сказывается на результатах. Исследователи подчеркивают необходимость разработки собственных методов и технологий на основе советских управленческих практик, таких как концепция научной организации труда А. Гастева и теория решения изобретательских задач Б. Альтшуллера. Это позволит создать более эффективные модели управления, учитывающие специфику отечественного производства и потребностей рынка [1].
С переходом к индустрии 5.0 акцент смещается на взаимодействие человека с искусственным интеллектом и роботами. Однако практика показывает, что полное замещение человеческого интеллекта алгоритмами представляется невозможным, особенно в областях, требующих глубокого понимания физических аспектов деятельности. Это подчеркивает важность сохранения роли человека в управлении и инженерии, а также необходимость интеграции различных управленческих подходов. В условиях современных реалий неперспективно разделять функциональное, проектное и процессное управление. В то же время перечисленные методологии часто изучаются разрозненно, что формирует
ошибочное представление о невозможности их интеграции. В этой связи автор считает важным подчеркнуть важность синергии между различными инструментами и подходами, что позволяет более полно использовать потенциал организации и обеспечить её эффективное управление.
В современных российских компаниях процессные офисы (или центры компетенций) создаются с целью реализации работ в различных областях деятельности, к основным можно отнести:
- типизация, унификация, регламентация и стандартизация процессов;
- развитие нормативной базы;
- создание баз знаний и обучение персонала;
- организационно-штатное проектирование и развитие;
- продвинутая аналитика (информационные панели для работников и руководителей, поддержка принятия управленческих решений);
- цифровизация;
- операционная эффективность.
Процессный офисы могут специализироваться на одной конкретной области или же интегрировать несколько, что позволяет более эффективно управлять процессами и ресурсами организации. На полноту перечня задач существенное влияние оказывают масштабы деятельности организации. Так в малых организациях, как правило, «процессные специалисты» сосредоточены на регламентации и стандартизации внутренней деятельности. В таких компаниях отдельный работник, выполняющий функции аналитика, методолога, аудитора, а также специалиста по управлению проектами и системами менеджмента качества (СМК), может совмещать эти роли в рамках одной должности.
Для государственных учреждений и крупных иерархических компаний, включая те, которые управляют транспортно-логистическими цепями на национальном уровне, имеет приоритетное значение формирование сквозных межфункциональных процессов, ориентированных на клиента. Это требует интеграции различных функциональных областей, что является необходимым условием для повышения общей эффективности организации.
При оптимизации процессов в государственных органах управления важно учитывать специфику госуправления и лучшие практики из коммерческого сектора. При анализе процессов в госуправлении можно применять теорию потерь, которая выделяет семь типовых видов потерь, а также восьмой - недооцененный потенциал сотрудников. Эти потери могут проявляться в следующих аспектах:
1. Избыточное качество. Часто процессы избыточно регламентируются, что приводит к ненужным затратам времени и ресурсов.
2. Дублирование. Например, отправка одних и тех же отчетов нескольким получателям вместо одного.
3. Петли возврата. Процессы могут возвращаться на предыдущие этапы из-за недостаточной проработки или неэффективной организации.
4. Последовательные операции. Иногда процессы можно реализовать параллельно, что сократит время их выполнения.
Реинжиниринг существующих процессов должен осуществляться на основе их переосмысления, при этом процессы не должны просто копироваться – они должны быть оптимизированы и модернизированы с учетом социальной значимости услуг [2].
Экономическая целесообразность и обоснованность функционирования процессных структур имеют важное значение для каждой организации. Чтобы извлечь максимальные экономические эффекты от реализации проектов совершенствования, процессные команды должны исследовать все возможные направления для повышения внутренней эффективности.
Рассмотрим подробнее наиболее распространенные эффекты и примеры их применения в области логистики.
1. Повышение внутренней эффективности.
Оптимизация внутренних процессов позволяет снизить затраты и увеличить производительность. В логистике, например, внедрение принципов Lean может привести к сокращению времени обработки заказов и уменьшению запасов, что обеспечивает лучшую оборачиваемость активов. Однако локальные улучшения, такие как автоматизация отдельных операций без учета всей цепочки, могут негативно сказаться на общей эффективности. Необходимо работать над сложными и протяженными процессами, такими как интеграция логистических операций с другими функциями компании, включая управление поставками и клиентским обслуживанием.
Эффективность использования активов и предложение оптимизированных решений являются ключевыми факторами успеха современных организаций. Одним из ярких примеров реализации подобного подхода служит деятельность авиакомпании «Победа», которая демонстрирует высокую степень рациональности в управлении своими ресурсами. Например, среднее время оборота воздушных судов этой компании в аэропортах составляет всего 25 минут, тогда как конкуренты, такие как «Аэрофлот», тратят на этот процесс в среднем 55 минут. Это значительное сокращение временных затрат позволяет «Победе» существенно увеличить количество полетов на одном самолете в сутки, делая её лидером отрасли по среднесуточному налету на одно воздушное судно. Такой подход эффективен благодаря устойчивым объемам пассажирского трафика, когда ускоренная подготовка самолета к следующему рейсу обеспечивает возможность добавления новых рейсов, пользующихся спросом среди пассажиров. Однако важно отметить, что отдельные меры по оптимизации локальных процессов, например, такие как ускорение предрейсовых осмотров водителей (проект реализован Мосгортранс), не всегда приводят к значительному улучшению общей производительности процесса. Эти инициативы могут иметь социальную значимость, но без синхронизации с общим расписанием рейсов экономию времени можно считать ограниченной, поскольку она касается лишь одного элемента цепочки операций.
Способствовать снижению затрат и повышению эффективности управления ресурсами может создание цифровых производственно-логистических экосистем на основе экономики шеринга. Трансформация кооперированных цепочек через интеграцию цифровой логистики позволяет оптимизировать исполь-
зование временно свободных производственных и логистических мощностей. В результате достигается устойчивость экономики за счет сетевых взаимодействий и оптимизации материальных потоков [3].
Повышение внутренней эффективности транспортных компаний требует их интеграции не только в традиционные логистические цепочки, но и в масштабные системные структуры, такие как логистический каркас, который представляет собой комплексную модель, синтезирующую транспортную, логистическую и информационную инфраструктуры на основе цифровых технологий.
Данный подход обеспечивает синергетический эффект за счет координации всех элементов системы и их адаптации к динамичным условиям внешней среды. Внедрение концепции логистического каркаса позволяет компаниям оптимизировать ресурсы, минимизировать издержки и повысить конкурентоспособность в глобальном экономическом пространстве [4].
2. Клиентоориентированность.
Фокус на потребностях клиента способствует улучшению качества услуг и укреплению лояльности. Глубокое понимание требований клиентов и их потребительских циклов позволяет уточнять элементы внутренних процессов. Например, компания «Деловые линии», одна из ведущих логистических компаний в России, активно использует аналитику клиентских данных для оптимизации маршрутов доставки и улучшения условий обслуживания, что позволяет максимизировать удовлетворенность клиентов.
Для ОАО «РЖД» результаты исследований уровня удовлетворенности пассажиров являются целевым индикатором оценки работы пассажирского комплекса. В 2023 году наиболее значимыми параметрами поездки для пассажиров были:
в поездах дальнего следования – удобство расписания и скорость передвижения (время в пути), безопасность, стоимость поездки и услуг, техническое состояние подвижного состава (комфорт подвижного состава), удобство оформления проездного документа (билета);
в пригородном сообщении – удобство расписания и скорость передвижения (время в пути), стоимость поездки и услуг, безопасность, техническое состояние подвижного состава (комфорт подвижного состава), комфорт пребывания на вокзалах и остановочных пунктах [5, с.56].
3. Цифровизация.
Внедрение цифровых технологий, таких как системы управления складом (WMS) и транспортом (TMS), открывает новые перспективы для анализа данных и оптимизации процессов. «Mail.ru Group» (VK) активно использует цифровые платформы для анализа логистических процессов и управления своей транспортной сетью. Внедрение TMS позволило компании сократить время доставки на 15–20% за счет оптимизации маршрутов и динамического распределения заказов. X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток») применяет WMS для управления складскими запасами, что снизило ошибки при комплектации заказов на 30% и ускорило обработку грузов «СберЛогисти- ка» интегрировала искусственный интеллект в систему управления транспор-
том, что повысило точность прогнозирования спроса и сократило простои на 25%.
Следует особо отметить, что несистемная цифровизация, может дать обратный эффект и привести к несогласованности данных и потере информации, поэтому важно осуществлять интеграцию цифровых решений в единую архитектуру процессов или единую процессную модель.
4. Снижение потерь от ошибочных решений.
Критическое осмысление принимаемых решений позволяет избежать затрат на неэффективные проекты. В логистике это особенно актуально при заключении договоров с транспортными операторами. Например, недостаточно проработанные условия договора могут привести к штрафам и дополнительным затратам, связанным с невыполнением обязательств. Процессные команды должны рассматривать множество вариантов и сценариев, чтобы минимизировать риск потерь и обеспечивать более высокую надежность принимаемых решений.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что совершенствование логистических процессов требует комплексного подхода, сочетающего адаптацию управленческих методологий, внедрение цифровых технологий и интеграцию в глобальные логистические системы. Как показали примеры российских компаний, такие меры позволяют достичь значительного роста эффективности, снижения затрат и повышения качества услуг. Однако успех зависит от системности внедрения, учета специфики локальных условий и синергии между технологиями и человеческим фактором. Перспективы дальнейшего развития связаны с углубленной цифровизацией, использованием искусственного интеллекта и созданием интегрированных логистических экосистем. Для транспортных компаний ключевым направлением остается оптимизация ресурсов и усиление конкурентных преимуществ через инновации, что в долгосрочной перспективе способствует устойчивому развитию отрасли в условиях глобальной экономики.
1. Сухова Н.А., Гаффанова А.С. Проблемы внедрения и развития бережливого производства на российских предприятиях // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2024. – № 2. – С. 104–111. – DOI: 10.34773/EU.2024.2.15.
2. Переосмыслить: как адаптировать бизнес-практики реинжиниринга процессов в государственном управлении // Гостех. – URL: https://platform.gov.ru/news/pereosmyslit-kak- adaptirovat-biznes-praktiki-reinzhiniringa-processov-vgosudarstvennom-upravlenii (дата обращения: 25.03.2025 г.).
3. Щербаков В.В. Цифровая логистика – ключ к трансформации кооперированных цепочек // Методология и инструментарий управления. – 2022. – С. 132–137.
4. Лукиных В.Ф., Малыгин Д.С. Концепция логистического каркаса // Социальноэкономический и гуманитарный журнал. – 2023. – № 2. – С. 117–126. – DOI: 10.36718/25001825-2023-2-117-126.
5. Годовой отчет 2023 год // URL: https://company.rzd.ru/ru/9471#Annual (дата обращения: 30.03.2025).
Логистика – Евразийский мост 2025