Ли На,
аспирант кафедра логистики и управления цепями поставок
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: 199109095566ai@gmail.com
Inclusive development of the Russian transport and logistics
infrastructure of the Silk Road economic belt
Li Na
postgraduate student department of logistics and supply chain management Saint-Petersburg state university of economics,
Saint-Petersburg, Russia
В статье рассматривается проблема обеспечения инклюзивного развития российской транспортно-логистической инфраструктуры экономического пояса Шелкового пути. Обосновываются особенности развертывания на базе объектов этой инфраструктуры цепей поставок промышленного оборудования китайского производства для российских потребителей.
Ключевые слова: инклюзивное развитие, оборудование, транспортнологистическая инфраструктура, экономический пояс Шелкового пути
The article discusses the problem of ensuring the inclusive development of the Russian transport and logistics infrastructure of the Silk Road economic belt. The article substantiates the specifics of deploying Chinese-made industrial equipment supply chains for Russian consumers based on the facilities of this infrastructure.
Keywords: inclusive development, equipment, transport and logistics infrastructure, the Silk Road economic Belt
Прогресс в развитии национальной экономики во многом определяется темпами формирования условий, которые позволят цепям поставок различного уровня функционировать в требуемых режимах. Ведущим показателем результативности этого процесса является степень приемлемой комфортности этих условий для цепей поставок.
На страновом уровне достижение этой цели связано с формированием транспортно-логистической инфраструктуры внутреннего товарного рынка, отвечающего на новые вызовы.
Существенный вклад в выполнение этой задачи вносит и конвергенция национальных макрологистических систем. Она осуществляется, в частности, в рамках реализации концепции «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП), которая в том числе предусматривает сопряжение транспортно-логистических инфраструктур ЕАЭС и КНР. Ускорению такой интеграции препятствует ряд преград.
Качество транспортно-логистических инфраструктур стран, через которые проходит маршрут Евразийского сухопутного моста от КНР в ЕС, крайне неоднородно. Оценка инвестиций в развитие логистических систем на макроуровне из-за высокой неопределенности будущего спроса на инфраструктурные услуги крайне затруднена. Теория формирования транспортно-логистической инфраструктуры товарных рынков пока не приобрела четких очертаний.
Отдельно в последнем контексте нужно выделить проблему обеспечения полноформатного сопряжения ЕАЭС и ЭПШП [1]. Она носит многоаспектный характер.
Однако в ней отчетливо просматривается вопрос об инклюзивном развитии российской транспортно-логистической инфраструктуры ЭПШП. Иначе говоря, задача выработки модели одновременного и взаимосвязанного развития ее объектов в РФ и объектов рассматриваемой нами инфраструктуры субъектов РФ, через которые проходит/ территории которых приближены к маршруту ЭПШП, в интересах их задействования для построения клиенто-ориентированных цепей поставок промышленного оборудования китайского производства для нужд российских институциональных потребителей.
Востребованность формирования подобных международных множественных логистических структур, имеющих такой товарный профиль, предопределяется высоким спросом на это оборудование в РФ.
Китайские производители заинтересованы:
- в открытии на территории РФ собственных логистических распределительных центров (они должны взять на себя функцию выполнения дистрибьюторов машин/ оборудования китайского производства, включая их техническое обслуживание и поставку запасных частей);
- в обосновании целесообразной степени клиентоориентированности цепей поставок машин / оборудования, интеграторами которых выступают сами китайские производители.
Комплексный учет отличительных аспектов последнего фактора очень важен, по крайней мере, по следующим причинам:
- обеспечение клиенториентированности цепи поставок, в т. ч. международной, приобрело характер обязательной нормы экономического поведения;
- переход в цепях поставок к ориентации на конечного клиента требует понимания приемлемости логистических рисков, которые возникают в этом случае, в т. ч. механизмов, которые позволят ими управлять ([4]);
- политика логистической ориентации цепей поставок на запросы конечного потребителя должна предусматривать стратегию сбалансирования парных взаимодействий между их участниками с целью обеспечения общих интересов и устойчивого развития.
Сложность реализации такой политики, учитывая эксклюзивность бинарных отношений в международной цепи поставок, автоматически сдвигает выбор интегратором цепи поставок оборудования китайского производства в РФ в пользу конфигурации, в которой выполняется условие полной централизации логистического администрирования. Оно выполняется, если поставки осуществляются китайскими производителями через собственные логистические распределительные центры, дислоцированные на территории РФ.
В обеспечении сбалансированности взаимоотношений в международных цепях поставок оборудования китайского производства самостоятельное значение имеет формирование транспортно-логистической инфраструктуры, которая способна создать комфортные условия для клиенто-ориентированного функционирования цепей поставок.
Собственная такая инфраструктура предприятий должна формироваться с учетом потенциала аналогичной инфраструктуры общего пользования на мезо- и макроэкономическом уровне. Последние, безусловно, не могут гарантировать оказание персонализированных логистических услуг всем заинтересованным сторонам. Однако этого и не требуется.
Интеграция логистических инфраструктур на всех уровня (микро -, мезо- и макро-) должна носить комплементарный характер, т. е. взаимодополняющий с учетом возможностей каждой стороны.
Безусловно, главный вклад в развитие национальной логистической инфраструктуры должно вносить государство. Мировая практика свидетельствует о том, что государственные капиталовложения в развитие, в т. ч. такой инфраструктуры однозначно способствуют возникновению положительных эффектов, которые крайне важны для всей страны в целом. Недостаточность этого шага компенсируется, соответственно, на мезоэкономическом уровне, т. е. в границах региональных логистических систем.
Масштабность и интенсивность действий предприятий в направлении формирования собственной логистической (транспортно-складской) инфраструктуры во многом зависят не только: а) от наличия у них инвестиционного потенциала; б) перспектив окупаемости инвестиций в развитие собственной логистической системы. В обосновании такого шага во внимание предприятиями должна приниматься возможность получения интегративного эффекта, который достигается благодаря их встраиванию в многоуровневую региональную/ национальную логистическую систему. Последние должны создавать условия для упрощенного подключения к ним логистических систем более низкого уровня, в частности, малых предприятий/ индивидуальных предпринимательств.
Невыполнение этих условий обусловливает дезинтеграцию логистических систем различного уровня, что, соответственно, препятствует построению цепей поставок, в т. ч. международных. Придание этим множественным структурам клиенториентированности неизбежно актуализирует понимание требований, которым должна отвечать их транспортно-логистическая инфраструктура.
Проблема поставок промышленного оборудования, в т. ч. запасных частей из КНР в РФ становится все более актуальной для российских потребителей. Однако многие китайские производители пока обходят этот вопрос стороной, т.е. сохраняют приверженность старым классическим традициям, согласно которым их коммерческая ответственность ограничивается, как правило, отгрузкой товаров с собственного склада.
Выступление китайскими предприятиями интеграторами международных цепей поставок также пока не приняло характер устойчивой логистической тенденции. Однако все указывает на необходимость этого стратегического шага.
Таким образом, обоснование китайскими предприятиями, которые произ-
водят промышленное оборудование, проекта строительства собственных логистических распределительных центров в примагистральных зонах российского маршрута ЭПШП приобретает особую актуальность.
Эти центры должны:
– выполнять функцию физического распределения оборудования китайского производства, включая запасные части и инструменты для них, а также осуществлять их техническое обслуживание т.е. играть роль опорных пунктов сбыта в РФ для профильных предприятий КНР (последние выступают инвесторами);
– осуществлять сбыт оборудования в ответ на спрос российских предприятий на поставки этого товара из КНР.
Они должны быть инклюзивно включены в российские региональные транспортно-логистические инфраструктуры.
В рамках оценки пространственной востребованности логистических центров требуется опираться на общие принципы определения местоположения складов, которые используются в процессе проектирования локальных логистических систем.
Кроме того, нужно учитывать:
– перечень готовой продукции, обрабатываемой и хранимой на складах общего пользования / логистических центрах, принадлежащих китайским предприятиям, в РФ;
– места расположения основных потребителей оборудования китайского производства;
– спрос на каждую единицу продукции на территории дислокации складов общего пользования / логистических центров, принадлежащих китайским предприятиям, в РФ;
– параметры логистических функциональных циклов, т. е. циклов исполнения заказов на поставки оборудования китайского производства;
– затраты на складирование, включая доступность, качество и другие логистические сервисные параметры услуг складов общего пользования (в т. ч. обеспечение безопасности хранения и выполнения на складах погрузочных/ разгрузочных логистических операций);
– размеры грузовых отправок, в т.ч. контейнерных (в последнем контексте важно прогнозировать вероятность возврата контейнеров в регламентированные временные сроки);
– затраты российских потребителей на закупку оборудования китайского производства, включая расходы на их техническое обслуживание и приобретение для них запасных частей.
Необходимо также проводить дополнительные исследования в целях уточнения:
1) качественных и количественных требований к поставкам оборудования российским потребителям, дислоцированных на конкретной территории;
2) оптимальных маршрутов доставки грузов потребителям с учетом:
а) сезонного фактора;
б) особенностей / возможностей консолидации грузовых отправок, включая отличительные аспекты логистических рискообразующих факторов;
3) особенностей логистической координации поставок оборудования китайского производства на конкретной российской территории и контроля за движением всех видов логистических потоков и др.
Дополнительный экономический эффект в последнем контексте дает использование взаимозаменяемых материальных ресурсов. Результат в данном случае достигается уже при расширении их перечня до двух-трех. Причем надежность поставок в этом случае повышается.
Возможность включения машин/ оборудования китайского производства в систему международных поставок на основе логистических распределительных центров, размещенных в примагистральных инфраструктурных зонах Шелкового пути на российской территории, должна определяться в соответствии со следующими инвариантными требованиями:
4) они должны быть востребованы российскими институциональными потребителями различной отраслевой принадлежности, в т. ч. государственными/ муниципальными заказчиками;
5) таких потребителей должно быть не менее трех;
6) потенциальные потребители услуг логистического распределительного центра должны иметь устойчивые переходящие остатки машин/ оборудования китайского производства, включая запчасти к ним.
В рамках обоснования конфигурации цепей поставок промышленного оборудования китайского производства в РФ целесообразно использовать матричный подход, который предложен в [2, 3, 5].
Формирование таких цепей на базе транспортно-логистических инфраструктур российской части ЭПШП и субъектов РФ, а также распределительных центров (филиалов предприятий-производителей оборудования китайского производства) на их территории, по нашему мнению, будет способствовать укреплению торгового сотрудничества между КНР и РФ.
1. Сопряжение ЕАЭС и ИПП: проблемы и перспективы / В.Е. Петровский [и др.] // Аналитическая записка РСМД и Китайской академии общественных наук. – 2020. – Т. 29. – C. 15.
2. Ткач В.В. Оценка инвестиционного замысла (идеи) проекта логистической системы // Российское предпринимательство (окончание). – 2005. – № 4. – С. 73–76.
3. Ткач В.В. Оценка инвестиционного замысла (идеи) проекта логистической системы // Российское предпринимательство. – 2005. – № 2. – С. 60–65.
4. Kubasova T., Tkach V., Tsvigun I. Priorities of the logistics risks management in the resource support of construction projects // 2018 International scientific conference «Investment, construction, real estate: new technologies and special-purpose development priorities» (ICRE 2018) (Irkutsk, Russia, 26-27 апреля 2018 г.). EDP Sciences. MATEC Web of Conferences 212, 08010 (2018).
5. Tkach V. The use of the matrix diagram as a tool for the analysis of effectiveness of supply chain// LogForum. – 2010. – V. 6, № 2. – P. 25–30.
Логистика – Евразийский мост 2025