Студент группы TS-19
Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта,
г. Ташкент, Узбекистан.
E-mail:elbekov085@mail.ru
Научный руководитель – Илесалиев Дауренбек Ихтиярович
к.т.н., старший преподаватель кафедры
«Транспортная логистика и сервис»
Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта,
г. Ташкент, Узбекистан.
E-mail: ilesaliev@mail.ru
На сегодняшний день контейнерные перевозки во всём мире являются современным способом доставки разнообразных грузов и являются эффективными при перегрузке на перевалочных станциях с разной шириной железнодорожной колеи [1-6].
Зачастую наливные грузы на железнодорожном транспорте перевозятся в специальных вагонах-цистернах. Цистерны играют, важную роль при перевозках массовых наливных грузов за счет чего экономится денежные средства. Практика перевозок наливных грузов по железным дорогам свидетельствует о существующих недостатках, в частности, когда многие предприниматели, не имеют потребности в принятии и отгрузке грузов в объёме полных цистерн. На рисунке 1 приведены способы доставки наливных грузов в универсальных контейнерах предварительно затаренном виде.
Рисунок 1. Способы доставки наливных грузов в универсальных контейнерах.
На рисунке 1 приводится: а) бочки из различных материалов; б) мягкие контейнеры типа К-ФЛЕКС (К-FLEX); в) пластиковые контейнеры типа IBC (Intermediate Bulk Container); г) гибкий многослойный резервуар типа флекситанк (BIG Red Dry Line).
Как видно из рисунка 1 традиционная перевозка наливных грузов в бочках имеет недостаток в невысоком коэффициенте заполнения контейнера. Раннее в источниках [5, 6] более подробно приводились параметры и области применение специальных тар типа IBC контейнер и флекситанк, однако перевозка наливных грузов в мягких контейнерах типа К-ФЛЕКС (К-FLEX) приводится крайне редко. Универсальный среднетоннажный мягкий контейнер К-ФЛЕКС (К-FLEX) предназначен для перевозки неопасных наливных, жидких пищевых и непищевых грузов. К-ФЛЕКС представляет собой комбинированную полипропиленовую емкость с объёмом 1000 литров с внутренней многослойной полиэтиленовой вкладкой, устанавливаемый на стандартный поддон.
В таблице 1 приводится сравнение основных параметров IBC контейнера, К-FLEX, флекситанка (BIG Red Dry Line).
Таблица 1. Сравнение вариантов доставки наливных грузов
![58a2fc6ed39fd083f55d4182bf88826d.jpg 58a2fc6ed39fd083f55d4182bf88826d.jpg](/upload/users_storage/5495/58a2fc6ed39fd083f55d4182bf88826d.jpg)
Во всех перечисленных способах перевозки наливных грузов масса транспортной партии зависит от объемной массы, это означает, что для грузоотправителя важно выбрать рациональную тару, в которую вмещаются больше груза, т.к. грузоотправитель оплачивает за доставку одного контейнера. Размещение наливных грузов предварительно затаренных в IBC контейнер или мягких контейнер типа К-ФЛЕКС, определялась по следующей формуле:
В таблице 2 представлены результаты расчета зависимости массы транспортной партии от объёмный массы наливного груза.
По рисунку 1 видно, что при использовании гибкого многослойного резервуара флекситанк масса транспортной партии наливного груза стремится к грузоподъёмности контейнера.
По результатам исследований перевозок наливных грузов могут быть сделаны следующие выводы:
- экономическая целесообразность использование гибкого многослойного резервуара не вызывает сомнения;
- использование разнообразной тары позволяет с наименьшими затратами доставлять наливные грузы при мультимодальных перевозках;
- рациональный выбор тары напрямую влияет на технологию и условия перевозок
Библиографический список
1. Головина Т. Флекситанки и драйлайнеры для развития контейнеризации / Т. Головина // Логистика. – М.: Агентство МаркетГайд, 2010. – С. 22-24.
2. Илесалиев Д.И. Анализ влияния транспортной тары на условия перевозок / Д.И. Илесалиев // Транспорт Азиатско-Тихоокеанского региона. – 2017. – Вып. 1(10). – С. 9-13.
3. Илесалиев Д.И. Обоснование проекта сети грузовых терминалов тарно-штучных грузов / Д.И. Илесалиев // Научно-технический вестник Брянского государственного университета. – 2016. – № 4. – С. 110-116
4. Маликов О.Б. Логистика пакетных перевозок штучных грузов / О.Б. Маликов, Е.К. Коровяковский, Д.И. Илесалиев // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2014. – № 4 (41). – С. 51-57
5. Сатторов С.Б. Сравнения вариантов перевозки наливных грузов / С.Б. Сатторов, Ж.У. Эльбеков // В сборнике: Логистика: современные тенденции развития. Материалы XVI Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 96-99.
6. Эльбеков Ж.У. Пути снижения расходов на перевозку наливных грузов в контейнерах / Ж.У. Элбеков, Д.И. Илесалиев // Логистика – евразийский мост: мат-лы 12-й Международ. науч.-практ. конф. (18-20 мая 2017 г., Красноярск) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Ч.2. –Красноярск, 2017. – С 281-285.