Регион: Выбрать регион
Сейчас: 20 сентября 19:24:49
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Цифровизация ЕАЭС: механизм прослеживаемости товаров

Ксенофонтова Екатерина Михайловна

 к.э.н., доцент, доцент кафедры

Таможенного дела Санкт-Петербургского

 государственного экономического университета,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: koka007@list.ru

 

The digitalization of the EEU: the mechanism of traceability of products

Ksenofontova Ekaterina Mikhailovna.

Candidate of economic science,

associate Professor of the Department of customs

St. Petersburg State Economic University,

Saint-Petersburg, Russia

 

         В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с  обеспечением получения оперативной и достоверной информации о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций, за счет развития цифровизации в ЕАЭС.

Ключевые слова: прослеживаемость товаров, таможенный контроль, информация о товаре

 

The article deals with topical issues related to the provision of timely and reliable information on the movement of goods within the economic activities of organizations, through the development of digitalization in the EAEU.

Key words: traceability of goods, customs control, information about goods

 

Развитие Федеральной таможенной службы является основной задачей на сегодняшний день. В условиях технологического прогресса и глобализации ФТС является одним из «фильтров», стоящих на защите экономической безопасности Российской Федерации, а также оказывает непосредственное влияние на движение материальных потоков в цепях поставок.

Также повышается актуальность логистического подхода к идентификации товаров как в рамках деятельности ФТС, так и с позиции бизнеса. Это объясняется рядом факторов, среди которых расширение ассортимента и рост товарной номенклатуры товаров, отсутствие нормативной документации на многие импортные товары, что затрудняет их идентификацию при пересечении таможенной границы ЕАЭС при таможенном контроле, при сертификации, при формировании ассортимента в торговле, при контрольно-надзорной деятельности государственных органов. На идентификации основан «метод быстрого реагирования», разработанный в результате развития философии «точно в срок» и представляет собой метод планирования и регулирования поставок товаров на предприятия розничной торговли и в распределительные центры, в основе которого лежит логистическое взаимодействие между торговым предприятием, его поставщиками и транспортными организациями. В основе логистической деятельности по идентификации товаров лежит система прослеживаемости [5].

Поэтому особый интерес представляет создание механизма прослеживаемости движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента их передачи потребителю, а также развитие института маркирования товаров в целях исключения применения проверяемыми лицами различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, способствующих проведению эффективного таможенного контроля, в том числе у лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами.

Важным этапом на пути создания механизма прослеживаемости в рамках ЕАЭС стало Распоряжение Коллегии ЕЭК от 17.04.2018 № 74 «Проект Соглашения о механизме прослеживаемости товаров в ЕАЭС» (далее Соглашение), а также Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. № 2963-р «Об утверждении Концепции создания и функционирования в РФ системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров».

Перечень товаров, в отношении которых в соответствии с Соглашением осуществляется прослеживаемость утверждается советом комиссии ЕЭК (рисунок 2) [2].

В рамках механизма прослеживаемости государства-члены ЕАЭС обеспечивают обмен сведениями из национальных систем прослеживаемости. Обмен содержащимися в национальных системах прослеживаемости сведениями о товарах, подлежащих прослеживаемости, и связанных с оборотом таких товаров операциях, совершаемых между лицами различных государств-членов, осуществляется на регулярной основе. Механизм прослеживаемости реализуется с использованием интегрированной информационной системы Союза (рисунок 3).

В государствах- членах ЕАЭС уже функционирует ряд систем, обеспечивающих физическую прослеживаемость товаров и услуг, среди них: мониторинг и контроль оборота алкогольсодержащей и табачной продукции на территории Армении, Беларуси, Казахстана, России (ЕГАИС); идентификация и прослеживаемость животных и продукции животного происхождения в Беларуси, Казахстане, отдельных регионах России; транспортный мониторинг и сбор платы за проезд в Беларуси (BelToll), России (ПЛАТОН) и т.д.

Параллельно с этим ФТС России совместно с Федеральной налоговой службой активно ведет работы по созданию прототипа национальной системы прослеживаемости товаров, основанной на документальном виде прослеживаемости. Функционирование системы предлагается обеспечить путем создания и применения интегрированных информационных технологий таможенной и налоговой служб на основе данных из декларации на товары и счетов-фактур. В целях исключения разрывов цепочки прослеживаемости товаров вследствие применения налогоплательщиками специальных налоговых режимов, не предусматривающих обязательного оформления счетов-фактур, Министерством финансов прорабатывается вопрос применения иных форм налогового учета в отношении подлежащих прослеживаемости товаров. 

 

19ca14e7ea6328a42e0eb13d585e4c22.jpg
Рисунок 2 – Товары в отношении которых, осуществляется прослеживаемость

 

Реализацию информационного взаимодействия ЕАИС таможенных органов с национальной системой прослеживаемости планируется осуществлять посредством использования инфраструктуры системы межведомственного электронного взаимодействия, а также на базе регламентного электронного обмена данными между ФТС и ФНС России.

a5bfc9e07964f8dddeb95fc584cd965d.jpg 

Рисунок 3 – Схема движения сведений о товарах в системе

прослеживаемости ЕАЭС [2]

          Вместе с тем существует и ряд проблемных вопросов, с которыми государства-члены Союза уже сталкиваются при внедрении системы прослеживаемости на территории ЕАЭС:

1.  Механизм прослеживаемости предполагает взаимодействие с множеством разрозненных информационных систем, функционирование которых обеспечивают различные органы власти и зачастую дублируют друг друга, что приводит к избыточному объему неконсолидированной информации.

2.  Внедрение механизма прослеживаемости неизбежно повлечет за собой возложение дополнительной финансовой нагрузки на отечественных производителей и импортеров товаров, за счет необходимости оплачивать подключение к различным информационным системам.

3.  Существует необходимость сокращения требований, предъявляемых к получению и доступности КиЗ (контрольного идентификационного знака) как для отечественных производителей, так и для иностранных поставщиков товаров. В противном случае механизм прослеживаемости, направленный в том числе на упрощение торговли, может создать существенные препятствия для осуществления свободной торговли.

4.  Необходимость обеспечения технологической независимости, информационной безопасности при использовании национальных информационных систем и юридической значимости передаваемых в нее сведений на федеральном уровне при реализации механизма прослеживаемости.

5.  Неизбежность дублирования цифровой маркировки товаров при механизме прослеживаемости с маркировкой товаров в соответствии с многочисленными регламентами о маркировки товаров, что будет приводить к дополнительным расходам.

На сегодняшний день создание механизма обеспечения прослеживаемости товаров является одним из основных прорабатываемых направлений на ближайшие несколько лет и позволит достичь нового уровня администрирования, в том числе в рамках контрольно-надзорной деятельности ФТС России и ФНС России.

Механизм прослеживаемости товаров изменит деятельность не только государственных органов, но и станет предпосылкой для дальнейшего совершенствования логистических процессов. Создаваемый механизм прослеживаемости ЕАЭС окажет значительное влияние на идентификацию товаров в материальных и информационных потоках, так как он сможет показать более объективную картину о физическом и документальном движении товаров по территории ЕАЭС, начиная от ввода их в оборот и заканчивая выводом их из оборота. Это будут не точечные сведения, собранные отдельными участниками ВЭД, а глобальная база данных о движении товаров.   

Библиографический список:

1.       Официальный сайт «Федеральная таможенная служба» [Электронный ресурс]- режим доступа URL: http://www.customs.ru/, свободный – Загл. с экрана. – Яз. рус.

2.  Распоряжение Совета ЕЭК от 17.05.2017 № 20 «Проект Соглашения о механизме прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС» [Электронный ресурс]- режим доступа URL: https://www.alta.ru/tamdoc/17s00020/, свободный – Загл. с экрана. – Яз. рус.

3.  Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. № 2963-р «Об утверждении Концепции создания и функционирования в РФ системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» [Электронный ресурс]- режим доступа URL: https: //www.alta.ru /tamdoc/ 17s00020, свободный – Загл. с экрана. – Яз. рус.

4.  Антоненко  Е. К. Внедрение механизмов прослеживаемости и сквозного контроля товаров.  [Электронный ресурс]- режим доступа URL: https:/ /www.alta.ru/ expert_opinion/ 66366/, свободный – Загл. с экрана. – Яз. рус.

5.  Донскова Л.А. Идентификация как основа управления материальными потоками в логистической системе / Л.А. Донскова, О.Н. Зуева [Электронный ресурс]- режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/v/identifikatsiya-kak-osnova-upravleniya-materialnymi-potokami-v-logisticheskoy-sisteme, свободный – Загл. с экрана. – Яз. рус.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 1497
06.06.2019 05:51 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации: