Артюх Михаил Александрович
студент 5 курса,
Российский университет транспорта (МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: artyhmiha@gmail.com
Научный руководитель – Синицына Анна Сергеевна
к.т.н., доцент кафедры «Логистические
транспортные системы и технологии»,
Российский университет транспорта (МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: acc-lgkr@mail.ru
Trends of logistics services field development in Russia
Artiukh Mikhail Aleksandrovich
5th grade specialist-student,
Russian University of Transport,
Moscow, Russia
Scientific supervisor – Sinitsyina Anna Sergeyevna
Candidate of Technical Sciences, senior
lecturer of « Transport
logistics systems and technologies» department,
Russian University of Transport,
Moscow, Russia
В статье рассматриваются тенденции развития сферы логистических услуг в России.
Ключевые слова: рынок транспортно-логистических услуг, грузоперевозки, транспортировка сырья, мультимодальные перевозки, транзитный потенциал.
This article discusses trends of logistics services field development in Russia.
Key words: market of transport and logistics services, cargo transportation, raw material transportation, multimodal transportation, transit potential.
В настоящее время во всем мире продолжается тенденция востребованности транспортно-логистических и экспедиционных услуг. Мировой рынок транспортно-логистических услуг (ТЛУ) в 2018 году составил 4799 млрд. долларов [1, с. 30] и характеризуется устойчивым ростом. Однако из-за различных внешнеполитических ситуаций, таких как введение санкций, Российский рынок рискует столкнуться с рядом трудностей. Согласно исследованиям M.A. Research, в 2019 году прогнозируется снижение темпов роста рынка ТЛУ в России до 3,7% [1, с. 84], отодвигая период начала ускорения роста рынка ТЛУ. Возникает закономерный вопрос: что можно предпринять для улучшения ситуации исходя из складывающихся тенденций?
Для начала необходимо обозначить тренды в грузоперевозках, сформировавшиеся за последнее время [1, с. 87]. К ним можно отнести:
· Переориентация рынка на экспортные перевозки;
· Построение более сложных цепей поставок, борьба за клиентов;
· Рост объемов импортных и экспортных перевозок в сообщении со странами Азии;
· Увеличение внутрироссийских перевозок.
Следует отметить, что в России основную часть рынка ТЛУ занимает железнодорожный транспорт, так как сырье (основная перевозимая категория грузов) транспортируется преимущественно по железной дороге [1, с. 90]. Что касается остальных грузов, здесь просматривается явный перевес в сторону автотранспорта. Однако он характеризуется низкой экологичностью, зачастую плохим качеством сервиса, а увеличение объемов перевозок автотранспортом негативно влияет на состояние дорог. Таким образом, если железная дорога будет должным образом уделять внимание качеству обслуживания и сервису, в скором времени данный «разрыв» сократится.
Так что же все-таки может помочь российским компаниям быстрее адаптироваться к изменениям рынка?
Во-первых, компаниям необходимо стремиться к расширению спектра
предоставляемых им услуг. В России большинство грузоперевозок приходится на
обеспечение перевозки сырья. Это является одной из главных причин низкой доли
аутсорсинга транспортно-логистических услуг и сервисов 3PL и 4PL
[2, с. 9]. Сегмент экспедирования грузов на данном этапе представляет собой не
автоматизированный логистический процесс, а «проталкивание груза» в ручном
режиме.
Во-вторых, сырьевые перевозки определяют динамику рынка ТЛУ в России. Однако в ближайшие годы ожидается увеличение доли грузов с высокой добавленной стоимостью в структуре грузооборота, усложнение логистических цепочек, а также увеличение доли мультимодальных и интермодальных перевозок, в связи с чем рынок ожидают положительные изменения [2, с. 11].
Уже сейчас можно увидеть отличные примеры качественных предоставляемых сервисов спектра 3PL и 4PL. К примеру, в феврале 2019 года компания АО «РЖД Логистика» организовала перевозку из Финляндии негабаритной техники для завода в России, которая включала в себя комплекс логистических услуг: подача порожнего подвижного состава, консультационные услуги, инспекцию погрузки, размещение и крепление груза на подвижном составе, экспедирование, услуги грузоотправителя и грузополучателя [3]. Такое взаимодействие позволило компании закрепить взаимоотношение с Финской стороной и открыть новые перспективы логистического партнерства с крупными предприятиями России.
Что касается сырья, то и здесь существуют пути развития. В частности, на международной конференции Shipping Ru 2019 директор по развитию компании «Совфрахт НН» предложил увеличить объемы перевозки каменного угля и металлов с помощью комбинированных перевозок с задействованием водного транспорта. Это поможет решить проблему «узких мест», например, на Северо-Кавказской железной дороге [4]. Подобные методы вовлечения в перевозку смежных видов транспорта с целью увеличения объемов перевозок и снижения затрат могут послужить примером для разработки нестандартных, но действенных решений при оптимизации прочих маршрутов с «узкими местами».
Нельзя не упомянуть и про повышение уровня контейнеризации, как за прошедшие годы, так и в прогнозе [1, с. 31]. Данный показатель постоянно растет за счет увеличения грузопотоков, освоения новых маршрутов, внедрения новых логистических схем доставки грузов, а также применения различного технологического оборудования, позволяющего приспособить для перевозки в контейнерах все больше грузов.
Также одной из ключевых задач, решение которой положительно скажется на рынке ТЛУ, является развитие транзитного потенциала России. Географическое положение позволяет России выступать в роли транзитного государства между странами Европы и АТР. Но выгодное расположение само по себе не повлияет на привлечение капитала, поэтому важно развивать транспортно-логистическую инфраструктуру Международных транспортных коридоров (МТК), проходящих через страну. Основополагающим элементом данной инфраструктуры являются мультимодальные транспортно-логистические центры (МТЛЦ), координирующие все виды транспорта и прочих участников транспортно-логистического процесса. Также следует помнить о транспортной инфраструктуре: содержание железных и автомобильных дорог в надлежащем состоянии напрямую влияет на привлекательность транспортных маршрутов [5].
Строительство МТЛЦ на крупнейших МТК «Север-Юг» и «Запад-Восток» и, как следствие, привлечение транзитного грузопотока приведет не только к увеличению финансовых поступлений, но и к развитию обширных территорий Сибири и Дальнего Востока.
Благодаря подобным решениям российские компании смогут привлечь больше клиентов, как на разовые, так и на долгосрочные проекты. Вместе с этим развитие транзитного потенциала страны позволит расширить сотрудничество с иностранными компаниями и укрепить позиции России на международной арене. Увеличение спектра оказываемых услуг, повышение их качества, упрощение «бумажных» процедур сделает транспортно-логистические компании привлекательными и конкурентоспособными среди российских и зарубежных клиентов и будет способствовать их переходу на 3PL / 4PL уровни, что сможет привести к скорому росту рынка ТЛУ.
Библиографический список:
1. Рынок логистического аутсорсинга. Итоги 2017-2018 и прогноз до 2022 года. - M.A. Research, 2019. – 452 с.
2. Логистика в России: новые пути раскрытия потенциала. - The Boston Consulting Group, 2014. – 40 с.
3. Филиал «РЖД Логистики» в Санкт-Петербурге привез негабаритное оборудование из Финляндии для предприятия Группы «Илим». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rzdlog.ru/press/2243/ (дата обращения: 22.03.2019)
4. Развитие комбинированных перевозок с задействованием речного транспорта позволит разгрузить СКЖД. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/razvitie-kombinirovannykh-perevozok-s-zadeystvovaniem-rechnogo-transporta-pozvolit-razgruzit-skzhd (дата обращения 23.03.2019)
5. Перспективы развития транспортно-логистического бизнеса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studbooks.net/2387064/tehnika/perspektivy_razvitiya_transportno_logisticheskogo_biznesa (дата обращения: 23.03.2019)
Материал
размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник:
материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019