Махкамов Зафар Мурод угли
Студент группы TF-297
Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта,
г. Ташкент, Узбекистан.
E-mail: zafar.maxkamov.1997@mail.ru
Научный руководитель – Илесалиев Дауренбек Ихтиярович
к.т.н., старший преподаватель кафедры «Транспортная логистика и сервис»
Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта,
г. Ташкент, Узбекистан.
E-mail: ilesaliev@mail.ru
To the question of delivery of sensitive cargoes to changes of temperature in the way of investigation
Mahkamov Zafar Murod ugli
Student group TF-297
Tashkent institute of railway engineering,
Tashkent, Uzbekistan
Scientific supervisor – Ilesaliev Daurenbek Ihtiyarivich
Ph.D. (Eng.), Associate professor of department «Transport logistics and service»
Tashkent institute of railway engineering.
Tashkent, Uzbekistan
Высокая стоимость эксплуатации специализированных транспортных средств наталкивает грузоотправителей искать альтернативный способ доставки грузов чувствительных к изменениям температуры в пути следования. В данной статье приводится экономическое сравнение доставки исследуемых грузов различными условиями перевозок.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, крытый вагон, вагон-термос, универсальный контейнер, специализированный контейнер.
The high cost of operating specialized vehicles leads shippers to look for an alternative way of delivering goods sensitive to temperature changes along the way. This article provides an economic comparison of the delivery of cargo under different conditions of transport.
Key words: railway transport, covered wagon, thermos wagon, universal container, specialized container.
В последние годы из-за роста перевозок товаров широкого потребления возникает дефицит специализированных транспортных средств, из-за чего идёт поиск увеличения коэффициента использования этих транспортных средств или идёт поиск альтернативной перевозки [1-10]. Зачастую для доставки грузов чувствительных к резким перепадам температуры, такие как безалкогольные и газированные напитки, вино и пиво используют специализированные рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы, или специализированные контейнеры. Однако их грузоподъемность намного ниже, чем у универсальных крытых вагонов. Связи с чем грузоотправители нашли способ минимизации логистических издержек. Способ заключается в утеплении универсальных крытых вагонов пенопластом толщиной не менее 200 мм. Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться на отапливаемых крытых складах.
На
рисунке 1 приведены возможные варианты перевозки минеральных напитков
различными способами.
Рисунок 1. Сравнение вариантов перевозки минеральных напитков: а) обшивка пенопластом внутренние стены крытого вагона; б) обшивка термовкладышем внутренние стены крытого вагона; в) упаковка термопокрытием на транспортный пакет; г) перевозка в специализированном вагоне (вагон-термос)
Например, компания «Балтика» после размещения своей продукции, во внутреннее пространство крытого вагона подают теплый воздух до тех пор, пока температура продукции в центре штабеля не достигнет отметки +20 °С. «Балтика» применяет следующие условия перевозки в зависимости от срока доставки и температуры наружного воздуха:
- 15 суток при температуре не ниже – 20 °С;
- 13 суток при температуре не ниже – 25 °С;
- 11 суток при температуре не ниже – 30 °С.
Необходимо отметить, что данный способ перевозок целесообразен при больших грузопотоках, так необходимо учесть дополнительные расходы на утепления вагона, простои под погрузочно-разгрузочными операциями, а также затраты на человеко-час труда. Связи с чем в данной работе ставится более ограниченная задача – показать экономическую целесообразность при применении универсальных вагонов, а также в зависимости кому данное транспортное средство принадлежит.
Стоимость перевозок грузов принималась по Тарифному руководству №1 (Прейскуранту 10-01), часть 2 с коэффициентом индексации 3,98, как было установлено 2.12.2015 г.:
- по схеме № И1 – плата за перевозку грузов в универсальных вагонах общего парка.
- по схеме № 8 – плата за перевозку грузов в собственных (арендованных) универсальных вагонах.
- по схеме № И7 – плата за перевозку грузов в специализированных вагонах общего парка.
- по схеме В13 – плата за перевозку грузов в собственных (арендованных) специализированных вагонах.
Результаты расчетов стоимости перевозок грузов в вагонах показаны таблице 1.
Таблица 1
Зависимость стоимости перевозок грузов от дальности расстояния и условия перевозок
Условия перевозок |
Принадлежность вагонов |
Схема |
200 |
400 |
600 |
800 |
1000 |
Универсальный вагон |
Общий |
№ И1 |
4562 |
6461 |
8213 |
10010 |
11838 |
Собственный |
№ 8 |
3670 |
5134 |
6349 |
7596 |
8864 |
|
Специализированный вагон |
Общий |
№ И7 |
7214 |
10956 |
14597 |
17962 |
20485 |
Собственный |
В 13 |
5429 |
7472 |
9166 |
10904 |
12672 |
На
основании данных таблицы 1, на рисунке 2 построен график зависимость стоимости
1 т-км перевозки грузов в универсальных или специализированных вагонах.
Рисунок 2. Зависимость стоимости 1 т-км перевозки грузов в универсальных или специализированных вагонах
Далее в работе приводится сравнения доставки грузов в универсальных или специализированных контейнерах:
- по схеме № 88 – плата за перевозку грузов в универсальных контейнерах общего парка;
- по схеме № 93 – плата за перевозку грузов в собственных (арендованных) универсальных контейнерах;
- по схеме № 107 – плата за перевозку грузов в специализированных контейнерах общего парка
- по схеме № 109 – плата за перевозку грузов в собственных (арендованных) специализированных контейнерах.
Результаты расчетов стоимости 1 тонны перевозок в контейнерах показаны в таблице 2.
Таблица 2
Зависимость стоимости перевозок грузов от дальности расстояния и условия перевозок
Условия перевозок |
Принадлежность контейнеров |
Схема |
200 |
400 |
600 |
800 |
1000 |
Универсальный контейнер |
Общий |
№ 88 |
3599,9 |
4395,1 |
5054,7 |
5731,6 |
6419,8 |
Собственный |
№ 93 |
2829,7 |
3522,9 |
4097,9 |
4687,9 |
5287,9 |
|
Специализированный контейнер |
Общий |
№ 107 |
18879 |
24871 |
29869 |
35167 |
40583 |
Собственный |
№ 109 |
17356 |
21896 |
25679 |
29661 |
33727 |
Также
на основании данных таблицы 2, на рисунке 2 построен график зависимость
стоимости 1 т-км перевозки грузов в универсальных или специализированных
контейнерах.
Рисунок 3. Зависимость стоимости 1 т-км перевозки грузов в универсальных или специализированных контейнерах
На основании результатов графиков на рисунках 2 и 3, можно смело сказать о целесообразности перевозки грузов чувствительных к резким перепадам температуры в универсальных вагонах или контейнерах. Однако на основании стоимости тарифов перевозки делать выводы ещё рано. Связи с чем в дальнейших работах необходимо посчитать влияние дополнительных расходов на общую стоимость доставки.
Библиографический список:
1. Илесалиев Д.И. Анализ влияния транспортной тары на условия перевозок / Д.И. Илесалиев // Транспорт Азиатско-Тихоокеанского региона. – 2017. – Вып. 1(10). – С. 9-13.
2. Илесалиев Д.И. Выбор рационального типа поддона при перевозке тарно-упаковочных грузов / Д.И. Илесалиев // Вестник КемРИПК. – 2018. – Вып. 4. – С. 31-41.
3. Илесалиев Д.И. Перевозка экспортно-импортных грузов в Республике Узбекистан / Д.И. Илесалиев, Е.К. Коровяковский, О.Б. Маликов // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2014. – № 3 (39). – С. 11-17.
4. Илесалиев Д.И. Рациональное использование грузоподъёмности и вместимости крытых вагонов при перевозке тарно-упаковочных грузов / Д.И. Илесалиев // Научно-технических вестник Брянского государственного университета. 2018 – Вып. 2 – С. 232-238.
5. Илесалиев Д.И. Увеличение массы партии грузов за счёт рационального выбора транспортной тары / Д.И. Илесалиев // Научно-технических вестник Брянского государственного университета. – 2018 – Вып. 1 – С. 97-105.
6. Илесалиев Д.И. Увеличение массы партии грузов за счёт рационального выбора транспортной тары / Д.И. Илесалиев // Известия Транссиба. – 2018 – Вып. 2. – №34. – С. 21-29
7. Коровяковский Е.К. К исследованию вопроса выбора параметров транспортных пакетов при перевозке плодоовощной продукции / Е.К. Коровяковский, Д.И. Илесалиев // Современные проблемы транспортного комплекса России. – 2016. – Т. 7. – Вып. 1 (9). – С. 4-12.
8. Маликов О.Б. Логистика пакетных перевозок штучных грузов / О.Б. Маликов, Е.К. Коровяковский, Д. И. Илесалиев // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2014. – Вып. 4 (41). – С. 51-57.
9. Хамедов О.О. К вопросу о схеме размещения тарно-упаковочных грузов в транспортные средства / О.О. Хамедов, Д.И. Илесалиев // Логистика – евразийский мост: мат-лы XIII Международ. науч.-практ. конф. (25-29 апреля 2018 г., Красноярск) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Ч.2. – Красноярск, 2018. – С. 312-315.
10. Хамедов О.О. О влиянии параметров транспортной тары на технологию и способ перевозки / О.О. Хамедов, Д.И. Илесалиев // Логистика – евразийский мост: мат-лы 12-й Международ. науч.-практ. конф. (18-20 мая 2017 г., Красноярск) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Ч.2. –Красноярск, 2017. – С 325-351.
Материал размещен кафедрой
«Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник:
материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019