Регион: Выбрать регион
Сейчас: 5 мая 3:16:12
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

На переломе. 1. Августовская революция 1991 года и Красноярье

Двадцать лет назад, 19 августа 1991 года, центральные средства массовой информации СССР объявили о неспособности президента СССР Михаила Горбачева выполнять свои функции «по состоянию здоровья», о введении в стране чрезвычайного положения и о переходе всей полноты власти в руки Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Эта попытка государственного переворота стала предтечей распада СССР, становления новой политической системы, начала рыночных реформ в России и в Красноярском крае.

Теперь уже понятно, что в августе 1991 года в России произошла революция. Роль личности в истории всегда велика. Однако в переломные эпохи она многократно возрастает. Волею судьбы первым всенародно избранным губернатором Красноярского края стал Валерий Зубов. Именно в те годы, когда он руководил краем (1993-1998), осуществлялись коренные преобразования, серьезнейшим образом повлиявшие и влияющие на сегодняшнее развитие экономики, политической и культурной жизни нашего региона. Поэтому основное внимание в нашем повествовании уделено деятельности Валерия Зубова.

Человеческое мышление в своей основе ассоциативно. Свои дела и поступки мы всегда сравниваем с предыдущим опытом, с тем, как в подобных ситуациях поступают другие. Поэтому буду рад, если эти заметки станут восприниматься не только как историческое чтиво, но и послужат импульсом к переосмыслению современной социально-экономической политики на краевом, а может быть и на федеральном уровне.

 

Накануне революции

 

К августу 1991 года КПСС уже формально не являлась руководящей и направляющей силой общества. С отменой в марте 1990 года III Съездом народных депутатов 6-й статьи Контитуции СССР возникли предпосылки для легального развития многопартийной системы и передачи реальных властных полномочий от региональных комитетов КПСС к избираемым всем населением Советам. Спустя год с небольшим, в июле 1991 года, президент России Борис Ельцин специальным указом запретил первичные ячейки компартии в учреждениях и на производстве.

Поэтому и Красноярский краевой совет, избраннный весной 1990 года, был отнюдь не откровенно прокоммунистическим. Этому способствовала и выборная система, адаптированная к новым реалиям. Кандидаты в народные депутаты выдвигались теперь не келейно в трудовых колективах узкими партийными группами, а общественностью на специально созываемых и достаточно людных собраниях. Уже на первой сессии краевого Совета, в апреле 1990 года, была зарегистрирована группа народных депутатов, стоящих на платформе «Демократическая Россия». По состоянию на июль 1990 года этот блок был небольшим по численности — всего 45 народных депутатов из 288, представленных в краевом Совете.

Поскольку демократы находились в явном меньшинстве, то и председателем крайсовета на первой сессии был избран первый секретарь крайкома КПСС Олег Шенин, а председателем крайисполкома Валерий Сергиенко. Итоги голосования объяснялись не только тем, что коммунисты откровенно доминировали в крайсовете, но и тем, что демократы не обладали необходимыми кадровыми ресурсами. «Реальной альтернативы мы предложить пока не можем, а потому нет смысла голосовать против», - так прокомментировал в интервью «Красноярскому комсомольцу» один из представителей Демократической России тот факт, что против последнего было всего четыре голоса,

Однако братья-демократы брали, как говорится, не числом, а умом. Многие из них были выходцами из науки, умели хорошо говорить, да и энергии большинству из них было не занимать. В публичных дискуссиях в ту эпоху широкого митингового демократизма они явно брали верх над пассивно-послушым большинством Совета.

Как вспоминает Евгений Васильев, в то время работавший на руководящих должностях в крайисполкоме, а в 1993 году ставший первым заместителем губернатора края, традиционно сессии краевого Совета проходили краевом Доме политпросвещения (ныне здание Красноярского краевого суда). В основном в краевом Совете были представлены первые секретари райкомов и горкомов компартии, руководители исполкомов с мест, крупные краевые начальники. В советские времена собирались на сессии редко, раз в квартал. Но документы, выносимые на сессию, готовились тщательно, заблаговременно утверждались на заседаниях бюро крайкома компартии и крайисполкома.

Народные депутаты, как правило, съезжались за день до сессии, селились поблизости в гостинице Октябрьская и тут же получали папки с документами, за которые следовало голосовать. Поскольку с тематикой принимаемых документов они были знакомы по ходу текущей работы, то сессии проходили достаточно быстро и даже несколько формально, люди голосовали быстро. Один день заседаний — и можно было ехать по рабочим местам.

Все к такому режиму работы привыкли. Но начиная с 1990 года с подобной практикой было покончено. Порой на утверждение только повестки сессии уходило два дня. К примеру, Олег Шенин выносил на голосование повестку. И тут поднимал руку демократ Вячеслав Новиков и говорил: «Подождите — вот такой еще надо вопрос включить».

Начиналось голосование. Побеждало большинство. Тогда Новиков снова поднимал руку: «Давайте регламент примем. Так нельзя голосовать».

Нередко, когда вопросы, поднимаемые демократами, не проходили, они искусственно создавали отсутствие кворума. Здесь брал на себя руководство обычно Игорь Лавриков. Он вставал в пространстве между партером и амфитеатром, подавал соответствующий сигнал, и демократическая часть народных депутатов демонстративно покидала зал. Если учесть, что большая часть депутатов не привыкла подолгу сидеть на сессиях, многим нужно было решать в Красноярске какие-то рабочие вопросы, и они нередко отсутствовали на заседаниях, то такая тактика была весьма эффективной.

Сумели демократы создать и свой печатный орган при крайсовете. Народный депутат - журналист Ирина Лусникова неоднократно ставила вопрос о том, что у демократического меньшинства Совета нет своего рупора. Коммунисты, конечно, были против. Однако с политикой гласности, выдвинутой их генсеком Михаилом Горбачевым, не могли не считаться. Пошел навстречу этим устремлениям и Юрий Панфилов, в то время начальник управления печати крайисполкома, помог с оборудованием и деньгами. Так возник печатный орган крайсовета, откровенно антикоммунистическая газета «Свой голос». Поскольку газета «Красноярский рабочий», как печатный орган не только компартии, но и крайсовета, не могла не учитывать в своих публикациях мнение демократического меньшинства и выходила из-под партийного контроля, крайком КПСС учредил чисто свою «Красноярскую газету».

 

В августе 1990 года избранный секретарем ЦК КПСС и членом Политбюро этой партии Олег Шенин сложил с себя полномочия председателя крайсовета, и на его место был избран коммунист Всеволод Севастьянов.

 

Августовская революция в Красноярске

 

Сразу по горячим следам, когда ГКЧП явил себя миру, в обращении «К гражданам России», подписанном в 9 часов утра 19 августа президентом РСФСР Б. Ельциным, председателем СМ РСФСР И. Силаевым, и и.о. Редседателя ВС РСФСР Р. Хасбулатовым, члены Государственного комитета по чрезвычайному положению были названы путчистами. С того времени и пошло. Мы привыкли эту попытку государственного переворота называть именно путчем, тем самым вкладывая резко негативную оценку в само определение события. Потом, когда демократический угар рассеялся, и выяснились подробности произошедшего, бездарность организации переворота, нерешительность и откровенная трусость членов ГКЧП, слово «путч» стали брать в кавычки. Теперь многим исследователям ясно, что эта попытка коммунистического реванша дала возможность для осуществления широкомасштабных и быстрых демократических преобразований, стала по существу стартовым этапом Августовской революции 1991 года.

По большому счету «путчисты» только объявили, что они взяли власть, а на самом деле не смогли этого сделать. Как известно, по всей России в августе 1991 года не состоялось ни одного митинга или выступления в пользу ГКЧП.

Организаторы переворота смогли взять под свой контроль только центральное радио и телеведение, а также несколько всесоюзных газет. Ситуация в регионах была иной. Газета «Вечерний Красноярск» разместила один из документов ГКЧП, однако в основной своей массе средства массовой информации Красноярского края не опубликовали «Обращение к советскому народу» и другую официальную информацию «путчистов» о введении в стране чрезвычайного положения.

Не смогли «путчисты» принудить и региональные власти действовать в соответствии с их установками. Только 20 августа в крайсовет пришла шифровка от ГКЧП, требующая в 24 часа образовать в регионе «комитет по чрезвычайному положению и доложить». Но время было упущено. Не позднее 15 часов 19 августа в Красноярске появляются первые листовки с обращением руководства России к гражданам России. А вечером 19 августа демократически настроеннная часть народных депутатов краевого и городского Советов проводят первое заседание штаба по защите Конституции и законности. Сформированная на нем делегация народных депутатов крайсовета (Лавриков, Попков) и горсовета (Лукиных, Подшивалов) отправляется к Всеволоду Севастьянову с целью убедить его предать гласности в краевых СМИ обращения российского руководства «К гражданам России» и указов Бориса Ельцина.

Переговоры прошли безуспешно. Как вспоминает Валерий Лукиных, «это был разговор глухого с немым». «Мы поняли, что он ничего не делает, - и это тоже было хорошо». Ночью демократы от разных партий печатали и расклеивали листовки. Однако подготовленный редакцией газеты «Красноярский комсомолец» номер с полученными по неофициальным каналам документами российского руководства 20 августа не вышел из печати, так как 19 августа президиум краевого Совета постановил публиковать в краевых СМИ только официальные сообщения, опубликованные в центральных изданиях или направленные спецсвязью. Краевые власти решили выжидать, ничего не предпринимать, призывали граждан к спокойствию. 20 августа весь аппарат крайкома компартии был отправлен на уборку овощей.

А по Красноярску в этот день прокатилась волна митингов против ГКЧП. Когда же вечером вышел экстренный четырехстраничный выпуск газеты «Свой голос» с документами российского руководства, у многих демократов отпала необходимость готовить кустарным способом листовки — все было в газете. 21 августа вышли газеты «Красноярский рабочий» и «Красноярский комсомолец» с указами Б. Ельцина и обращением «К гражданам России». На следующий день на площади около театра оперы и балета краевого центра состоялся последний антипутчистский митинг, осудивший позицию председателя Совета народных депутатов края Всеволода Севастьянова в дни антигосударственного переворота и обратившийся к президенту России Борису Ельцину с просьбой освободить председателя крайсовета от занимаемой должности. Красноярский край сделал свой выбор.

Над Серым домом был поднят триколор.

 

Демократы приходят к власти

 

Дальше события развивались стремительно. 23 августа президиум крайсовета коллективно подал в отставку. В этот же день выходит Указ президента РСФСР Бориса Ельцина о приостановлении деятельности КПСС. 24 августа стало известно, что представителем Президента РСФСР по Красноярскому краю назначен известный своими демократическими взглядами и активно участвовавший в красноярских антипутчевских мероприятиях народный депутат РСФСР Юрий Москвич. 26 августа на чрезвычайной сессии крайсовета его председателем избирается Вячеслав Новиков.

В коридорах власти сущая лихорадка. Шел дележ власти. 10 декабря президент России назначает мэром Красноярска Валерия Позднякова. Валерий Александрович к тому времени являлся не просто народным депутатом горсовета. Некоторое время, будучи директором шинного завода, он на общественных началах являлся и председателем горсовета.

Однако с назначением главы администрации края Борис Ельцин явно тянул. Вокруг этого кадрового решения завязалась нешуточная гласная и подковерная борьба. Президиум крайсовета выдвинул на эту должность народного депутата, кандидата экономических наук Владимира Кузьмина. Как вспоминал один из наиболее активных народных депутатов-демократов крайсовета Виктор Гитин, Кузьмин «быть губернатором не стремился... Однако в Москву на собеседование его пригласили. В кабинетах он наговорил столько непозволительных для провинциала вещей, отстаивая интересы края, что у столичных начальников просто дух захватило. Иметь свое мнение, отличное от мнения хозяина кабинета — такое не прощают». В конечном итоге, победило мнение представителя Президента в крае Юрия Москвича, предлагавшего назначить на пост главы краевой администрации Аркадия Вепрева. К слову, ранее, будучи народным депутатом СССР Борис Ельцин сидел неподалеку от народного депутата СССР Аркадия Вепрева. Они были знакомы. Это тоже сыграло важную роль в назначении.

24 декабря сессия краевого Совета согласилась с представлением Президента России о назначении главой администрации края Аркадия Филимоновича Вепрева. Тогда же народные депутаты определились и с названием должности — губернатор. Одновременно народные депутаты избрали и малый краевой Совет. Такое решение было вполне логичным. Большой краевой Совет был слишком громоздкой, неповоротливой структурой. К тому же в нем численно преобладала бывшая партноменклатура. В составе же малого краевого Совета демократы доминировали.

29 декабря 1991 года вышел указ Президента России о назначения Аркадия Вепрева губернатором Красноярского края, а 13 января 1992 года состоялась его инуагурация в этой должности. В этот же день крайисполком был преобразован в правительство края, а Валерий Сергиенко назначен его главой и приступил к формированию кабинета.

Владимир ПАНТЕЛЕЕВ.

Продолжение следует

 


Количество просмотров: 8184
03.10.2011 09:50 | vpanteleevблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама