Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 июля 3:07:05
Среда
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Как и почему Центробанк гробит российскую экономику. Глава 8. Владимир Мономах наводит порядок

Мономах

Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672 год. Источник: Википедия.

Продолжение. Предыдущие главы:

Глава 1. Петербургский международный экономический форум – 2025

Глава 2. Профсоюз банкиров

Глава 3. Государство должно делиться с банками и Западом…

Глава 4. Пугало «голландской болезни» и бюджетное правило

Глава 5. Столыпин ищет нового министра финансов

Глава 6. Почему мировые банкиры были сторонниками введения сухого закона в России

Глава 7. Попытка создания Центробанка

Кредитно-денежные отношения не сразу нашли свое отражение в древнерусском законодательстве. В краткой редакции Русской правды - древнейшего русского свода законов – ничего на эту тему не сказано. Косвенно это говорит о том, что в годы правления Ярослава Мудрого отдача денег в рост, то есть под проценты если и была распространена, то не настолько существенно, чтобы найти отражение в законодательстве.   

Ситуация изменилась в конце XI – начале XII века, когда великим князем киевским являлся его внук Святополк II Изяславич, заслуживший репутацию человека, оказывавшего покровительство ростовщикам. Именно в этот период были составлены по мнению авторитетного историка русского права С.В. Юшкова, статьи 47-52 пространной редакции Русской правды, где речь идет о кредитах и долгах.

Правда

Статьи 47-52 Пространной редакции Русской правды. Источник: «Российское законодательство X—XX веков». Т. 1 «Законодательство Древней Руси». – М. Юридическая литература, 1984. – С. 67.

Так, ст. 47 предусматривает, что если кто-то не отдавал другому деньги, а этот другой, то есть кредитор, нашел свидетелей, под судебной клятвой подтвердивших факт займа, то заёмщик должен не только сам деньги ему вернуть, но в случае, если деньги не отдавались долгий срок, заплатить за ущерб 3 гривны. В ст. 52 при этом поясняется, что если сумма долга менее 3 гривен, то при взыскании долга судебной клятвы со стороны заимодавца достаточно. Но если же долг превышает указанную сумму, то без наличия свидетелей (послухов) искомую сумму взыскать невозможно.

 Если же говорить о взаимоотношениях между купцами, то закон (ст. 48) стоит на стороне заимодавца. Ему достаточно на суде поклясться, чтобы вынудить купца-должника вернуть средства. Не нужны свидетели и при выяснении взаимоотношений между купцами в случае, если тот, кто отдал товар на хранение, требует, по мнению стороны, осуществлявшей это хранение, слишком много. Лицу, взявшему товар на хранение, достаточно дать судебную клятву, что он возвращает товар в полном объеме. Мотивировка в законе в пользу хранителя товара при этом весьма специфична: «ведь он его благодетель и хранил товар его» (ст. 49). Иными словами, закон явно симпатизирует более богатым лицам, обладавшими необходимыми, скажем так, складскими помещениями.

В случае же если деньги, мёд или зерно даются кому-либо «в рез», то есть под проценты, с условием возврата в увеличенном объёме, то для решения вопроса необходимо предъявить послухов (свидетелей) заключения сделки (ст. 50). Срок взимания процентов или «наддачи» не ограничен, что свидетельствует о том, что она составлена в пользу заимодавцев, то есть ростовщиков.

Как показывает анализ статьи 51, деньги отдавались взаймы обычно под месячные проценты. В случае, если деньги, отданные на малый срок, не выплачены в установленное время, то кредитору дают деньги «в треть, а от месячного процента отказаться».

 Как показал историк В.О. Ключевский, «это означало взимание денег под проценты с условием «на два третий», т. е. на 100% (50% + 50%), шло 50%». Многие специалисты солидарны с этим мнением. Но не все его разделяют, считая, что в данном случае речь идёт о буквальной выплате в 33,3 % годовых.

Важно отметить, что маржа ростовщиков была очень существенной. Закон стоял на стороне тех, кто богаче, то есть торгово-ростовщического элемента.

 Восстание против евреев-ростовщиков

 Кто же были эти ростовщики? В апреле 1113 года умер великий князь киевский Святополк. Согласно Повести Временных Лет, это стало поводом для народного восстания в Киеве. Киевляне отправили гонцов к князю Владимиру (впоследствии прозванному Мономахом) «сказать: «Пойди, княже, на стол отца и деда». Услышав это, Владимир заплакал горько и не пошел, печалясь о брате. Киевляне же разграбили двор тысяцкого Путяты, пошли и на евреев и их пограбили. И снова послали киевляне к Владимиру, говоря: «Приходи, княже, в Киев; если не придешь, то знай, что много бед произойдет, не только Путятин двор, не только сотских и евреев пограбят, но нападут и на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, княже, если разграбят и монастыри». Услышав это, Владимир пошел в Киев», -- повествует летопись.

 Первое письменное упоминание наличия еврейской общины в Киеве относится к X веку. Скорее всего её первые члены были выходцами из Хазарского каганата. Имелся в Киеве и специальный квартал, где проживали его жители иудейского вероисповедания.    

 Торгово-промышленная деятельность являлось одним из основных занятий еврейских поселенцев в разных концах света. Во многом это объясняется тем, что законодатели национальных государств пытались ограничить их приобщение к земледелию. В итоге они жили преимущественно в торгово-промышленных местах, административных образованиях. Все основные мировые религии и по сей день придерживаются библейского догмата о запрете на ростовщичество, то есть предоставлению денег в рост, под проценты.

Однако у иудаизма, как религии, есть на этот счёт одна существенная оговорка. Своим соплеменникам деньги в рост давать нельзя, но представителям другой веры – можно. Иными словами, у евреев, которые желали зарабатывать на продаже денег под проценты просто не было реальных конкурентов. В условиях товарно-денежных отношений обойтись без заёмных средств очень трудно. В итоге ростовщический класс в Древней Руси формировался в значительной мере за счёт евреев.

Любая власть нуждается в деньгах. А потому люди власть имущие не могут не устраивать особых доверительных отношений с богатыми людьми.  Великий князь Святополк в значительной мере строил свою политику в угоду наиболее богатым социальным слоям Древней Руси. Пришедший ему на смену Владимир Мономах не мог не учесть чаяния недовольных этим. По свидетельству В.Н. Татищева, киевляне по приезду князя в Киев «просили его всенародно о управе на жидов». Князь ответил, что без совета с князьями принять такое решение не может. Далее В.Н. Татищев в своей Истории Российской пишет: «Когда же князи съехались на совет у Выдобыча, после долгих рассуждений уставили закон таков: «Ныне из всей Русской земли всех жидов со всем их имением выслать и впредь не впускать; а если тайно войдут, вольно их грабить и убивать». И послали по всем градам о том грамоты, по которым везде их немедленно выслали, но многих по городам и на путях своевольные побили и разграбили»[1].

 Ещё знаменитый русский историк Н.М. Карамзин подверг сомнению вывод о том, что евреи после этого были изгнаны из Руси. Однако нет никаких сомнений, что влияние ростовщиков-евреев было ослаблено. К тому же, после восстания 1113 года в Киеве Владимир Мономах установил после совещания в Берестове со своей дружиной и тысяцкими Киева, Белгорода, Переяславля и другими уважаемыми людьми законодательные нововведения, именуемые в научной литературе Уставом Владимира Всеволодовича.

 Смягчение условий кредитования

Очень важно, что в первую очередь были установлены новые правила взимания реза (процентов) с должников, отраженные в ст. 53 Пространной Русской Правды. Думаю, можно согласиться с выводом историка Игоря Фроянова, что этой статьей был запрещен месячный рез, а третному был поставлен четкий предел. Тот, кто трижды взял «два реза», то есть дважды по 50% годовых, получал право на исто, то есть основной долг. Но тот, кто взял «три реза» терял право на получение основного долга. Иными словами, максимальная сумма, которую заимодавец мог заработать – это 200% от суммы кредита.

Тогда же в Русской правде было установлено, что за каждую взятую гривну можно взимать по 10 кун за год. Известно, что в XI веке одна гривна равнялась 25 кунам, а в XII веке – 50 кунам, то есть куна девальвировалась по отношению к гривне вдвое. Судя по тексту Пространной Русской правды, по косвенным признакам можно судить, что ко времени её составления, обесценивание куны по отношению к гривне уже состоялось. Поэтому вполне логично, что большинство исследователей считает, этим установлением на Руси была установлена предельная ставка кредита 20% годовых.

Таким образом, Владимир Мономах, установив ограничения для процентных сборов с получателей займов, в том числе и купцов, создал условия для уменьшения доли добавочной стоимости, присваиваемой ростовщиками. Это, безусловно, облегчило товародвижение как по самой Древней Руси, так и при её взаимодействии с зарубежными рынками.

 

Владимир ПАНТЕЛЕЕВ.

Продолжение следует.


[1] Татищев В. Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т.2, 3. История Российская. Часть 2: - Репринт с изд. 1963, 1964 гг. - М.: Ладомир, 1994. – С. 128, 129.


Количество просмотров: 145
22.07.2025 01:53 | 2305блог автора

Еще публикации: